ЧЕРНЫЙ АЛЬБОМ

группа КИНО
1990

Кино (также известен как Чёрный альбом) — восьмой и последний студийный альбом одноимённой рок-группы, записанный в 1990 году. Черновой демо-вариант альбома был записан Виктором Цоем и Юрием Каспаряном в латвийском посёлке Плиеньциемс незадолго до гибели Цоя. Оставшиеся музыканты при поддержке Юрия Айзеншписа самостоятельно доработали альбом, который вышел в январе 1991 года. Положительно принятый публикой и прессой, Чёрный альбом стал дважды платиновым (было продано 1 млн. 200 тыс. грампластинок).

Чёрный альбом был записан и выпущен на деньги, которые Юрий Айзеншпис взял в кредит в московском «Промстройбанке». Уже через несколько месяцев после выпуска Чёрный альбом полностью себя окупил, а Юрий Айзеншпис не только выплатил кредит, но и получил большой доход от продаж альбома. После его выхода он отказался от всех авторских прав на творческое наследие группы «Кино». В телепередаче «Дети минут» приводится информация о том, что Юрий Айзеншпис придумал некий пиар-ход: якобы кассета с демозаписью альбома находилась в машине Виктора Цоя, и в момент аварии коробка разбилась, а сам носитель остался целым. Гитарист Юрий Каспарян опроверг это и сказал, что лично вёз кассету в своей машине за день до трагедии.

История альбома
Запись и оформление
В основном я ощущал большую ответственность. Не было радости и веселья, сопровождающей все остальные альбомы. Стоит ли описывать наши чувства в это время? Кажется, всё и так понятно. Мы ничего не переделывали, а, наоборот, старались сохранить звук. Из-за этого было даже трудно работать. Основной материал был записан Витей на кассете. Какие-то партии он сыграл на гитаре, что-то на ритм-гитаре. И всё там постфактум было пронизано этим душераздирающим ощущением.

Юрий Каспарян о работе над Чёрным альбомом
В начале 1990 года группа «Кино» находилась в масштабном туре, финальной точкой которого стало выступление 24 июня на Большой спортивной арене Лужников. Примечательно, что во время концерта был зажжён олимпийский огонь, который горел до этого только четыре раза: во время летних Олимпийских игр 1980 года, фестиваля молодёжи и студентов 1985 года, Игр доброй воли 1986 года и Московского международного фестиваля мира в 1989 году с участием мировых звёзд рок-музыки: Оззи Осборна, «Scorpions», «Bon Jovi», «Mötley Crüe», «Skid Row» и «Cinderella». Конец июня в Москве в тот год выдался дождливым, что огорчало дирекцию Лужников и организаторов концерта. Билеты продавались плохо, но в день концерта выглянуло солнце, и, как вспоминал Юрий Айзеншпис, «к 11 часам утра в кассы „Лужников“ уже стояла чуть ли не километровая очередь». После этого концерта Виктор Цой и Юрий Каспарян выехали в Юрмалу для отдыха и, одновременно, работы над новыми песнями. Лидер группы «Кино» вывез на своей машине оборудование и инструменты. По словам Юрия Каспаряна, они с Виктором «засели в каком-то сарайчике»: «…Нам было главное, чтобы там была электрическая сеть».

Среди песен, запланированных для нового альбома нашлось место и для уже известной стране песни «Следи за собой». В электричестве она впервые была сыграна 25 декабря 1986 года на сцене Ленинградского рок-клуба. Композиция довольно часто фигурировала в различных советских чартах (по продолжительности нахождения в хит-параде газеты «Московский комсомолец» песня уступала только «Повороту»). Публика встретила незнакомую песню ревом, несмотря на то, что звук на фестивале был отстроен плохо, а сама группа в расширенном составе чувствовала себя не очень уверено. Впервые данная песня была записана на студии Мосфильм, а потом уже на студии Валерия Леонтьева, во время записи альбома Звезда по имени Солнце Но песня не помещалась в альбом, потому что она выпадала. Сами музыканты хотели выпустить её как сингл, но в то время в СССР такого варианта не было. Также в Чёрный альбом была включена песня «Когда твоя девушка больна». Данная песня была написана ещё в период между «Ночью» и «Группой крови».

Обложки альбомов Unknown Pleasures (слева) и Closer (справа) группы Joy Division, с которыми, по словам Гурьянова, была ассоциация
Виктор Цой два раза записывал свою вокальную партию на демо-кассете. Второй раз перезаписать вокал попросил Юрий Каспарян, так как по его словам первый раз Виктор Цой небрежно спел песни. Во время записи активно использовалась драм-машина, что в остальной среде русских рок-музыкантов считалось дурным тоном, поскольку это придавало звучанию песен налёт «дискотечности». Рабочая демозапись, сделанная на портастудии «Yamaha MT-44D» была записана через месяц. Запись альбома с переменным успехом была закочена 12 августа. 14 августа Юрий Каспарян вернулся в Ленинград, а Виктор Цой решил задержаться в Юрмале на несколько дней и приехать позже. Рано утром 15 августа он отправился на рыбалку на одно из озёр в нескольких километрах от курортного посёлка. Возвращался он домой днём 15 августа, довольно уставший, поэтому, по официальной версии, заснул за рулём. В 11 часов 28 минут произошла трагедия: его автомобиль столкнулся с автобусом на трассе Слока-Талси.

Обложка альбома была ровного чёрного цвета и не содержала никаких надписей, кроме логотипа группы (отсюда его официальное название Кино). Впоследствии название Чёрный альбом прижилось и в официальной дискографии группы. Автором обложки Чёрного альбома является Георгий Гурьянов. Позже он утверждал, что обложка была своего рода ассоциацией с постпанк коллективом «Joy Division» (любимым коллективом музыкантов группы «Кино»), а именно, с их пластинками Unknown Pleasures и Closer, обложки которых были выполнены в аналогичном стиле.

Винил Чёрного альбома был напечатан на Апрелевском заводе компанией Metadigital, тираж составил полмиллиона копий. К винилу прилагался крупный двусторонний плакат: с одной его стороны находились фотографии группы и тексты песен альбома, а с другой — чёрно-белое изображение Виктора Цоя. Согласно книге «Наша музыка», существовал также второй вариант плаката, на котором был напечатан текст песни «Вопрос», изданной только в 2000 году. Кроме того, пластинка и плакат при продаже упаковывались в пластиковый пакет жёлтого цвета с надписью «Кино». Цена за винил была довольно большой: двадцать пять рублей, в то время как пластинки русского производства стоили два пятьдесят или три пятьдесят. Однако в руки людей грампластинки попали гораздо раньше: как оказалось, 10 тысяч дисков были украдены с завода ещё до презентации.

Пока нам известна лишь мотивация Юрия Айзеншписа в связи с ценой 150 рублей. Он считает, что презентация — не массовое и не коммерческое мероприятие, а скорее — светский приём. Для светского приёма названная сумма вполне приемлема, считает Юрий Айзеншпис.

Московский комсомолец, 04.01.1991

Юрий Каспарян рассказывает о Чёрном альбоме на московской презентации, 12 января 1991 года, МДМ
12 января 1991 года в Московском дворце молодёжи была организована масштабная презентация готового к выпуску альбома, которая, по некоторым данным, явилась первой профессиональной пресс-конференцией в истории русского рока. На вопросы журналистов отвечали музыканты группы «Кино» и другие приближенные к Виктору Цою люди: Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий, Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис. Там же проходила продажа диска. Все средства, полученные от продажи альбома на этой презентации, пошли в фонд «Памяти Виктора Цоя», созданный с целью помощи родственникам погибшего певца, установки памятника, проведения художественных выставок и фестивалей, издания архивных материалов и прочего. За билет на презентацию была установлена заоблачная по тем временам цена в 150 рублей, что вызвало негодование поклонников певца и журналистов.

Музыка и тематика песен
Чёрный альбом был доделан после смерти Виктора Цоя, однако тексты практически не изменились по сравнению с авторскими оригиналами. Альбома отличает тяготение к фольклорной традиции. В рамки фольклорной традиции вписывается и название Чёрный альбом, которое, впрочем, дано не лидером группы, а поклонниками и не связано с концепцией цикла. Слово «чёрный» символизирует траур, означает цвет скорби по умершему, подчёркивает, что альбом вышел посмертно.

Первый значимый момент для интерпретации пути в песни «Кончится лето» заключается в том, что внешние стимулы к действию не работают, а внутренних не существует: идти дальше бессмысленно, но и вернуться назад невозможно. Герой испытывает ощущение того, что он зашёл в тупик или закончил свой путь. В последние строках песни сосредоточено чувство приближения смерти. Для Виктора Цоя это лето в действительности стало последним. В контексте вышесказанного символично то, что лидер группы «Кино» погиб на дороге. В «Чёрном альбоме» в творчестве Цоя день, с его положительными коннотациями, окончательно сливается с ночью в некое безвременье, где всё повторяется. И строки из песни «Кончится лето» «может будет хоть день, может будет хоть час, когда нам повезёт» выражают чувство безысходности от этого.

Песня «Красно-жёлтые дни» семантически продолжает песню «Стук», здесь дублируются её ключевые слова. Однако стремление вперёд сменяется моментом ухода, основным настроением песни становится тоска. Один из ключевых образов песни — порог, с которым как в классическом деревенском, так и современном городском фольклоре связано множество примет и обрядов. Порог символизирует переломный момент, точку невозвращения. В то же самое время в тексте появляется осень — время, окончания жизненного цикла природы, возможно являясь метафорой жизни героя, которая оборвётся, когда тот тронется в путь.

В рассматриваемом тексте следующей песни «Нам с тобой» автор использует отдельные элементы устойчивых сочетаний, но их противопоставление приводит к смыслу целого фразеологизма, дополняя его в соответствии с концепцией текста. В ней присутствует прямая аллюзия с кладбищем. Цой описывает кладбище, где движение остановилось навечно. Образность языка Цоя исключает присутствие прямых представителей значения смерти. Их использование теряет смысл, так как песня и без того пропитана её ощущением. Семантика выходит на понятийный уровень. Цой воспринимает смерть как неизбежно закономерное. Императив решай говорит о возможности выбора, но не для героя, поскольку для него смерть — единственно возможный путь. Стоит отметить, что в художественную структуру цикла включены и различные элементы деревенской тематики, предметы сельского быта и природной жизни.

Песня «Кукушка» развивает выделенные особенности значения смерти — завершающей вехой в понимании пути. Романтический герой умер, и никто не сможет продолжить или повторить его путь. Путь показывет эволюцию развития и занимает одну из доминирующих позиций в структуре её прагматического уровня. Кукушка — птица, к которой обращались люди, чтобы узнать о времени своей смерти. Виктор Цой обращается к кукушке как к мифологическому сознанию. Существенным фактором здесь является то, что он измеряет свою жизнь ненаписанными песнями. В этой связи возникает противопоставление жизни и смерти, где первый соответствует творчеству, а последний — его полному отсутствию. Через взаимодействие с понятием открывается дополнительное значение смерти: смерть — это бездействие, а творчество — единственное значимое движение в жизни героя. Именно в нём проявляется его беспрерывная борьба. Существует первый вариант сведения песни «Кукушка», сделанный в сентябре 1990 года. Он звучит в финале документального фильма памяти Виктора Цоя «Человек в чёрном».

Отличительное определение смерти прослеживается в песне «Муравейник». Здесь нет явного лексического обозначения города, но зато это имеет значение места жизни людей — метафорическое обозначение города как «муравейник». В данной песне есть элементы городской жизни. Образ города, узнаваемый за рядом характерных его атмосфере черт («и машины туда сюда»), так же представлен через аллегорию, связанную с смыслом природной сельской жизни. Муравей также является одним из традиционных фольклорных образов — это «насекомое, символика которого определяется в основном признаком множественности». Глагол «помрёт», выступающий в качестве представителя смерти, имеет сниженную эмоционально-стилистическую окраску. Личность стирается в воссозданном автором пространстве.

В песни «Следи за собой» поэт иронизирует по поводу рассуждений различного рода о том, что произойдёт, а также утверждает невозможность предусмотреть всё. Таким образом, последующее развитие творчества поэта, могло бы пойти на путь фольклоризации. Поэт не просто использует фольклорные формулировки, а расширяет их значение, уничтожая стереотипность и стандартность семантики. Он наполняет их изменённым смыслом, что присуще концепции рок-поэзии. Использование фольклорных элементов связывает тексты в единое циклическое образование. В этом плане значимо ещё одно наблюдение, о котором следует сказать, что лейтмотивом в альбоме через все песни проходит тема о будущих событиях. Видимо, на последнем этапе творчества Виктор Цой разрабатывал проблематику «будущего», в то время как название Чёрный альбом противоречит задумкам автора, так как оно обозначает посмертное издание, которое определяет отсутствие будущих творений у погибшего. В итоге фольклорная символическое значение «чёрного цвета» расширяется, вбирает в себе новый, жизнеутверждающий смысл после звучания альбома.

Отзывы и критика
Артемий Троицкий назвал его лучшим альбомом по музыкальному и поэтическому материалу. Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», сказал, что разными словами выражался один и тот же эмоциональный знак. И не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что это было то, что нужно сказать. И в последнем альбоме это сказано с максимальной простотой.

По опросам газеты «Московский комсомолец», Чёрный альбом был признан лучшим альбомом года.

По материалам сайта: https://ru.wikipedia.org

Поделись:
gruppa-kino.ru | Светлой памяти Виктора Цоя© Сайт разработан веб-студией WebImpulse.net